22 Февраль 2021 11:07
Верховная Рада приняла за основу законопроекты № 4643-р и № 4644-д, которые предлагают льготную ставку растаможки автомобилей, въехавших на территорию Украины до конца 2020 года, на уровне не выше 1000 евро. На льготное таможенное оформление дается 180 дней с момента вступления в силу законов.
Подробнее о законопроекте рассказал Игорь Андреев — адвокат, руководитель Адвокатского бюро «Адвоката Игоря Андреева».
- Какие изменения вносятся законопроектом?
- Законопроект предусматривает процедуру доступного растаможивания в течение 180 дней после вступления в силу законопроекта, для автомобилей, которые были ввезены на таможенную территорию Украины в период до 31 декабря 2020 года.
- Таможенное оформление транспортных средств (ТС) будет осуществляется по новой формуле: таможенная пошлина не будет зависеть от стоимости ТС, а будет учитываться возраст, объем и тип двигателя ТС. Базовая ставка будет колебаться от нуля до 150 евро.
- Под действие законов будут попадать все ТС с европейской регистрацией, произведенные после 1995 года и которые соответствуют экологическим стандартам не ниже Евро-2.
- Может быть растаможено одно авто одной категории на одного человека (например, одно легковое, одно грузовое, один прицеп).
- Так же законопроект освобождает владельцев ТС от административной ответственности, закреплённой положениями статей 470,481 и 485 Таможенного кодекса Украины при уплате владельцами ТС добровольного взноса в государственный бюджет в размере 500 необлагаемых минимумов (8500 грн).
2. Насколько выгодна ставка, которая предлагается законопроектом?
Как будет считаться акциз по новой формуле:
Базовая ставка + коэффициент двигателя + доплата за дизельный двигатель.
Базовая ставка зависит от возраста машины. Если меньше 9 лет, то платить ее вовсе не нужно. Дальше ставки меняются таким образом:
- машине до 9 лет – 0 евро;
- машине 10 лет – 25 евро;
- машине 11 лет – 50 евро;
- машине 12 лет – 75 евро;
- машине 13 лет – 100 евро;
- машине 14 лет – 125 евро;
- машине от 15 лет – 150 евро.
Коэффициент двигателя зависит от его объема. Чтобы его просчитать, нужно объем умножить на указанную ниже ставку:
- ставка для двигателя до 2000 куб. см – 0,25 евро
- ставка для двигателя до 3000 куб. см – 0,2 евро
- ставка для двигателя до 4000 куб. см – 0,25 евро
- ставка для двигателя до 5000 куб. см – 0,35 евро
- ставка для двигателя от 5001 куб. см – 0,5 евро
- Доплата за дизель составляет 100 евро.
Для примера просчитаем, какой размер акциза на растаможку автомобиля возрастом 8 и 14 лет с бензиновым двигателем 2000 куб. см по старым и новым правилам.
Итак, по новым правилам:
- машина возрастом 8 лет – 500 евро;
- машина возрастом 14 лет – 625 евро.
По старым правилам:
- машина возрастом 8 лет – 800 евро;
- машина возрастом 14 лет – 1400 евро.
Важно также отметить, что по новым правилам пошлину платить не нужно, а НДС надо будет заплатить не со всей стоимости автомобиля, а только с акциза. Это позволит не только снизить стоимость растаможки, но и ликвидировать схему искусственного занижения стоимости машины. Кроме того, вместо пошлины и полного НДС нужно заплатить еще и разовый добровольный «штраф» в размере 8,5 тыс. грн.
Исходя из вышеописанных данных, законопроект значительно уменьшает объём затрат на процедуру растаможивания ТС.
- На какие транспортные средства не распространяется законопроект?
Согласно законопроекту, упрощенная процедура не применяется к транспортным средствам, которые не соответствуют экологическим нормам «Евро-2» и/или имеют происхождение или ввозятся из страны, признанной государством-агрессором. Так же законопроект не распространяется на летательные аппараты, плавучие средства, грузовые транспортные средства.
- Поможет ли законопроект решить проблему таможенного оформления транспортного средства и разрешить возникший конфликт власти и владельцев нерастаможенных ТС, учитывая интересы всех слоев населения?
Учитывая то, что законопроект вводит новые правила только на 180 дней после его вступления в силу, сложно говорить о глобальном решении проблемы.
Кроме того, законопроект создаёт «лояльные» условия для определённой группы населения, что является грубейшей ошибкой со стороны законодателей, поскольку повлечёт за собой негодование тех владельцев ТС, которые вовремя оформили их по старым правилам, а так же владельцев ТС, которые ввезут его после 31 декабря 2020 г. По моему мнению, правила должны быть едины для всех, во избежание конфликтов. Законодателю следуют более внимательно проработать единый закон с едиными процедурами, требованиями и штрафами.