Люди делились самыми невероятными слухами о том, что в ближайшее время школам грозит закрытие, а в лучшем случае – сокращение. Естественно, таким новостям в первую очередь не были рады родители сегодняшних и будущих школьников, не понимая, что же ждет их детей в ближайшем будущем.
В конце – концов, свет на происходящее пролила информация, опубликованная на фейсбук-странице сельсовета, после того, как пакет образовательных вопросов был обсужден на недавней сессии Городенского сельсовета.
В первой части сообщения идет речь о том, что с нового учебного года школы во всех четырех населенных пунктах громады будут переименованы в лицеи. По сути, данное изменение не отразится на участниках учебного процесса – все останется без изменений, просто названия учебных заведений будут приведены в соответствие с требованиями Закона (такие решения приняты и в других громадах района). В школах сохраняются все классы, педагогические коллективы.
Казалось бы – все прояснилось, слухи развенчаны, можно спать спокойно. Однако, вторая часть сообщения, где речь идет о том, что приняты решения о смене типа Александровского учебного заведения с 01.09.2023 г. (оно будет преобразовано в гимназию (дети будут иметь возможность учиться с 1-9 класс) и об образовании опорной школы без филиалов с 01.09.2023 г., все же оставляла тень сомнения. Невольно возникал вопрос: «Что же все-таки происходит?»
С ним в нашу редакцию и обратились жители громады. Причем из разных уст звучала совершенно противоположная информация. Люди говорили о том, что уже не просто принято решение об образовании опорной школы (речь шла о Городненской школе, о чем, кстати, сообщалось в местных средствах массовой информации), но даже проведен соответствующий конкурс, и в результате будет понижена степень у всех остальных школ громады…
В связи с тем, что ознакомиться с материалами сессии и другими документами (касающимися проведения конкурса) не представляется возможным (на сайте громады не публикуются ни проекты, ни уже принятые решения сессий), мы обратились с просьбой прокомментировать происходящее к должностным лицам сельсовета, а также некоторым депутатам.
По словам первого заместителя сельского головы Марии Алавацкой, которая также является исполняющей обязанности начальника отдела образования, на сессии было принято только одно решение – о переименовании всех учебных заведений в лицеи.
Что касается создания опорной школы, а также изменения типа учебного заведения в селе Александровка, то на сессии только обсуждались предлагаемые изменения, но никакие решения пока что приняты не были.
На вопрос о том, планируется ли общественное обсуждение проектов соответствующих решений, как это предусмотрено Законом Украины «Про повну загальну середню освіту», руководитель образования громады ответила, что эти два проекта будут выставляться на обсуждение громады. Более того – оказалось, что уже принято решение о порядке будущего обсуждения.
Уточним, что в соответствии с Законом (ч.2 ст.32), «Реорганизация, изменение типа, ликвидация заведения общего среднего образования в сельской местности допускается только после общественного обсуждения проекта соответствующего решения учредителя, который обнародуется не менее чем за год до принятия соответствующего решения».
Слова своего заместителя подтвердил и Городненский сельский голова Николай Богоев, сказав о том, что вопросы реформирования системы образования обсуждаются, но еще не приняты все решения.
Плодотворный разговор на тему будущего учебных заведений громады состоялся у нас с директором школы села Дмитровка Городненской громады Натальей Грековой, которая, кстати, является депутатом сельского совета и работает в соответствующей профильной постоянной депутатской комиссии.
По словам Натальи Анатольевны, она была участницей нескольких встреч с депутатами, старостами, директорами учебных заведений, во время которых обсуждалось будущее сети учебных заведений громады. Проходившие во время встреч обсуждения нельзя назвать легкими, ведь каждое учебное заведение хочет сохранить существующий статус-кво.
К тому же, если говорить о создании опорной школы, то в настоящее время на этот статус могут претендовать три из четырех школ громады (Городненская, Дмитровская и Новотрояновская). Они практически равны по мощности, материальной базе, профессионализму педагогов, оказанию различных услуг. В каждой из них получают образование около 300 учащихся (в Городнем эта цифра самая большая).
Что касается Александровской школы, то создать опорную школу на ее базе нельзя, так как на сегодняшний день в ней учится 137 детей, при требованиях к опорной – не менее 200 учащихся.
Оценив различные составляющие, в том числе географическое положение, наличие дорог, участники обсуждений пришли к выводу, что в первую очередь создание опорной школы необходимо для того, чтобы обеспечить необходимый уровень предоставления образовательных услуг детям из Александровки.
Учитывая то, что в громаде нет населенного пункта, который бы мог претендовать на статус географического центра, а также существующую дорожную инфраструктуру громады (Александровка связана хоть и плохой, но дорогой, только с Городним), именно в Городненскую школу будет легче всего организовать подвоз учащихся (это одно из обязательных условий). Поэтому данный фактор, по мнению Натальи Анатольевны, становится главным при принятии решения о создании опорной школы, с чем, в конце концов, согласилось большинство участников прошедших встреч…
В результате можно констатировать, что с нового учебного года все школы Городненской громады продолжат работать в статусе лицеев с сохранением существующего педагогического коллектива и всех трех степеней полного общего среднего образования (1 – 11 классы).
Что касается создания опорной школы и понижения степени Александровкой школы до гимназии (1 – 9 классы), то данные решения могут быть приняты не ранее, чем через год, после проведения общественного обсуждения.
Кстати, законом не установлены какие-либо количественные показатели наполняемости школы учащимися. Норма о не менее 200 соискателях образования касается только опорного учебного заведения.
Вопрос о количестве школьников (старших классов) станет актуальным на следующем этапе реформы учебных заведений громады (как и всей Украины), когда с 1 сентября 2027 года в полном объеме вступят в силу положения Закона.
В частности, одним из множества требований к лицею станет то, что в нем должны функционировать «не менее двух классов по трем профилям обучения на уровне профильного среднего образования (в течение 10-12 лет обучения учащихся)».
Скорее всего, чтобы выполнить данное условие, в громаде будут вынуждены создать не более одного лицея, так как обеспечить два класса на каждой параллели старшей школы ни в одном из сел самостоятельно не смогут из-за недостаточного количества учащихся.
С этой же даты лицей должен обеспечить «получение учащимися профильного среднего образования в соответствии с профилями обучения с учебной нагрузкой и возможностью избрания учащимися учебных предметов (интегрированных курсов, других образовательных компонентов) в объемах, определяемых законодательством»…
Подводя итог, отметим, что насколько это возможно, мы разобрались в ситуации с реформированием сети образовательных заведений Городненской сельской территориальной громады. Думаем, что ответы на свои вопросы получили и жители громады.
Однако, некоторые опасения внушает тот факт, что нам пришлось черпать информацию не из официальных документов, а из разговоров с чиновниками, депутатами, педагогами и жителями сел громады. Не удивительно, что оценки одного и того же процесса из разных уст звучали по-разному. Установить истину в подобном случае было бы возможно, ознакомившись с проектами решений и решениями сельского совета, что, как мы уже говорили, невозможно сделать, так как на официальном сайте Городненской громады они не публикуются.
Более того – многие депутаты сельсовета, с которым нам удалось пообщаться, удивили тем, что зачастую и они не имеют возможности заранее ознакомиться с проектами решений, выносимыми на пленарное заседание сессии, и вынуждены принимать свое решение по тому или иному вопросу, услышав проект решения уже во время сессии «с голоса».
Отметим, что вину за существующий порядок вещей должны взять на себя и депутаты. Ведь именно они приняли Регламент Городненского сельсовета, в п.9 ст.26 которого говорится: «Материалы сессии представляются депутатам при их регистрации».
Однако, это только одна сторона медали. Другая состоит в том, что в той же статье Регламента (пп. 7,8) идет речь о том, что «Решение о созыве очередной сессии совета сообщает депутатам и населению не позднее, чем за 10 дней до сессии.., а информация о созыве сессии совета обнародуется на официальном веб-сайте совета», что, к большому сожалению, не делается.
А статьей 64 того же Регламента закрепляется обязанность Городненского сельсовета обнародовать акты совета на веб-сайте сельского совета не позднее, чем через две недели после их принятия, что также игнорируется.
Отметим, что информационный вакуум для жителей своих громад создали не только в Городнем. Подобная ситуация существует в Василевской, Кубейской, Криничненской территориальных громад Болградского района. В результате жители населенных пунктов не могут получить объективной информации о деятельности местной власти, что ведет к возникновению слухов и недоверию. Может чиновникам местного самоуправления перечисленных громад стоит позаботилась о большей открытости перед своими избирателями?
Добавим, что на момент написания этого материала на официальном сайте Городенского сельского совета мы не смогли найти проектов соответствующих решений о создании в громаде опорной школы и изменения типа учебного заведения в селе Александровка, а также вынесении их на общественное обсуждение. Так что можно констатировать, что данный процесс все еще не запущен.