08 Февраль 2021 11:31
За текущую неделю, в Верховной Раде было зарегистрировано сразу несколько законопроектов, которые определяют понятие «сексизм» и вводят ответственность за совершение сексизма.
Согласно законодательной инициативе: «сексизм — любые действие, жест, визуальное проявление, произнесенные или написанные слова, практика или поведение, в основе которых лежит идея о том, что человек или группа людей хуже из-за своего пола, и проявляющиеся в общественной или частной сферах, в сети Интернет или вне ее и направлены на (или вызывают): нарушение собственного достоинства или прав человека или группы людей; сексуальный, психологический ущерб или страдания лицу или группе лиц; создание угрожающей, враждебной, унизительной или оскорбительной среды; препятствование независимости или полноценному осуществлению прав человека со стороны лица или группы лиц; поддержку и усиление гендерных стереотипов»
Насколько стало необходимым, в наше время, вводить понятие «сексизм» на законодательном уровне и поможет ли это избежать гендерных оскорблений – объясняет Игорь Андреев — адвокат, руководитель Адвокатского бюро «Адвоката Игоря Андреева».
- Насколько назрела необходимость вводить понятие «сексизм» на законодательном уровне?
В 2016 году, Центр Разумкова проводил исследование проблематики сексизма в Украине. По результатам проведенных опросов 48% женщин и 52% мужчин считают, что в Украине не существует дискриминации по половым признакам. В свою очередь 58% женщин считает, что в Украине существует равенство между мужчинами и женщинами.
В последние годы вопрос сексизма в Украинском обществе поднялся после не совсем корректных высказываний Президента Украины Владимира Зеленского.
По состоянию на февраль 2021 года в Украине зарегистрировано 3 законопроекта призванных побороть эту, по моему мнению не существующую проблему. Отдельные проявления сексизма, конечно, встречаются в обычной жизни, но массовой дискриминации не наблюдается.
- Поможет ли усиление ответственности избавить от гендерных оскорблений?
Проанализировав зарегистрированные законопроекты, можно отметить формальный подход к решению данной проблемы. Возникают весомые сомнения относительно последующего применения норм закона в случае принятия. Отсутствуют четкость в определении понятия «сексизм», отсутствуют четкие и понятные процедуры реализации закрепленных норм. Не определены органы, которые будут заниматься данной проблематикой, а также не определен и механизм привлечения к ответственности. Формальный подход к решению данной «проблемы» можно проследить в нежелании ратифицировать Украиной Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия против женщин и домашнего насилия (так называемой «Стамбульской конвенции»). Ведь именно данная конвенция четко определяет сексизм как один из видов насилия в отношении женщин.
- Распространение подобной идеологии – это пропаганда или просвещение?
На сегодняшний день, я не слышал про существование каких-либо организаций или сообществ в Украине, пропагандирующих превосходство мужского пола над женским.
Единственными лицами, использующими в своих речах, абсолютно не корректные и сексистские высказывания, являются политики разных уровней. Именно они, политики, выступая публично проявляют политическую и юридическую безграмотность и невежество. Но это проблемы руководителей политических партий, органов государственной власти и конечно же общества, предоставляющего мандат таким личностям.
Продвижение идеи борьбы с сексизмом в Украине, я воспринимаю как популизм и попытку повысить политические рейтинги у электората, разочарованного высказываниями своих избранников.
- Распространение такой идеологии уничтожает традиционные разграничения мужчин и женщин?
Конечно же нет, разграничения между мужчинами и женщинами всегда было и будет, и политики, при всем желании, не смогут каким-либо образом повлиять на это. Конечно же принять абсурдный или формальный закон в нашей стране могут. Но реализовать его – нет.
Например, последний законопроект 4598 от 15.01.2021 содержит перечень норм и правил, которые не считаются проявлением сексизма по половым признакам таким как, например, обязательная срочная служба в армии и другие.