26 Октябрь 2021 16:10
В деле №480/159/20 Верховный Суд напомнил: изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей, а в случае несогласия землепользователей — в судебном порядке.
Суть дела: ООО «Сенс» имеет право на постоянное пользование земельным участком, площадью 1,48 га. Согласно государственному акту, данный земельный участок выделен для крытой автомобильной стоянки.
Общество построило на данном участке автомобильную стоянку, зарегистрировало декларацию о готовности объекта к эксплуатации, и, зарегистрировало право собственности на админздание, гараж, крытую автостоянку.
На сессии Сумского горсовета поднимался вопрос об изъятии земельного участка, которое находится в постоянном пользовании ООО «Сенс». Решение Сумского горсовета:
- Изъять земельный участок для общественных нужд, а именно: для строительства дороги и бульвара с площадками отдыха;
- Выкупить для общественных нужд объекты недвижимого имущества, которые расположены на данном участке и находятся в собственности ООО «Сенс»: админздание, гараж и крытую автостоянку. Ориентировочная выкупной цена: 500 тысяч грн.
- Рассчитать сумму затрат, и осуществить за счет средств местного бюджета и признать главным распорядителем бюджетных средств департамент обеспечения ресурсных платежей Сумского городского совета.
В пятидневный срок с даты принятия решения необходимо уведомить ООО «Сенс» в письменной форме, предложить обществу срок в один месяц для принятия или отказа на изъятие земельного участка, а также предложить проведение переговоров относительно условий выкупа объекта.
В случае отказа, Сумской городской совет обратится с иском о принудительном отчуждении по мотивам общественной необходимости и прекращении права постоянного пользования земельным участком.
ООО «Сенс» сообщил в Департамент ресурсных платежей Сумского городского совета ответ, что не согласен с изъятием земельного участка и отказывается от выкупа объектов недвижимости, которые расположены на данной земельной территории.
ООО «Сенс» подало кассационную жалобу.
Общество настаивает: решение об изъятии земельного участка противоправно принято без согласия землепользователя, чем нарушена установленная процедура изъятия земельного участка из постоянного пользования. При этом, в силу указанных норм, соответствующее согласие должно быть получено до принятия решения об изъятии, а не после. В случае отсутствия согласия землепользователя на изъятие, соответствующее решение Сумского городского совета не принимается, зато изъятие происходит по решению суда.
Также истец считал, что принудительное изъятие земельного участка и выкуп имущества общества приведут к фактическому прекращению его хозяйственной деятельности, так как указанное недвижимое имущество и земельный участок являются единственным источником дохода, а хранение транспортных средств является единственным видом хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, в течение срока действия данного решения (один год) истец лишен возможности реализовывать законные намерения в отношении нового строительства на данном земельном участке, находящегося в постоянном пользовании, так как в случае принудительного изъятия и выкупа земельного участка по решению суда в дальнейшем эти расходы не будут возмещены. Это нарушает его права как землепользователя на застройку земельного участка.
Позиция ВС:
Земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных и других нужд по решению Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 ЗК с учетом требований ст. 150 ЗК.
Изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей, а в случае несогласия землепользователей — в судебном порядке.
Законодательством предусмотрена возможность как выкупа земельного участка для общественных нужд, так и принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости в случае недостижения согласия с собственником земельного участка по процедуре отчуждения (выкупа) участка для общественных нужд.
Процедура изъятия земельного участка из постоянного пользования включает ряд самостоятельных этапов, а именно:
1) принятие решения об изъятии земельного участка органом местного самоуправления (решение о намерении изъять земельный участок, которое рассматривается актом начала процедуры изъятия);
2) информирование и получение согласия субъекта постоянного землепользования;
3) принятие мер по компенсации убытков землепользователю;
4) обращение органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, в суд для решения вопроса о ее изъятии и прекращении права постоянного землепользования (при отсутствии согласия землепользователя);
5) принятие решения о прекращении права пользования земельным участком или его частью и регистрация такого прекращения.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка следует считать документом, подтверждающим намерение изъять земельный участок у землепользователя и которым инициируется процедура изъятия земельного участка, в том числе и для общественных нужд. Таким образом решение Сумского горсовета — проявление намерения территориальной общины относительно изъятия земельного участка. В решении должны быть следующие пункты: границы, площадь и другие характеристики земельного участка, который планируется к изъятию; общественные нужды, для которых этот участок должен быть изъят, а также другие условия изъятия (в т.ч. и порядок возмещения убытков, вызванных изъятием, тому подобное).
В случае согласия землепользователя на изъятие у него участка, субъекты обращения принимают решение о прекращении права постоянного пользования земельным участком, которое служит основанием для осуществления дальнейших регистрационных действий в отношении такой земли. При отсутствии согласия землепользователя на изъятие земельного участка, вопрос решается в судебном порядке.
Таким образом, в данном деле решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка по мотиву общественных нужд не подлежит обжалованию землепользователем в суде, поскольку такое решение не влечет наступления правовых последствий для такого лица, если оно возражает против такого изъятия, а следовательно, и не может нарушать его прав.