13 Январь 2021 16:45
В каких случаях можно вернуть лекарственные препараты в аптеку? Какие права имеет потребитель и какой алгоритм действий при возврате лекарств?
В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О лекарственных средствах», на территории Украины могут реализовываться только зарегистрированные лекарственные средства, кроме случаев, предусмотренных законом.
При покупке любых лекарственных препаратов в аптеке покупатель фактически заключаете договор розничной купли-продажи, а значит в данном случае возникают права и обязанности, предусмотренные нормами гражданского законодательства Украины.
Надлежащее качество товара, работы или услуги — свойство продукции, соответствующей требованиям, установленным для данной продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем (пункт 13 статьи 1 Закона Украины «О защите прав потребителей»).
В то же время постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 1994 года № 172 «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей» утвержден перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату), в котором в том числе указаны лекарственные препараты и средства.
Кроме того, 28 декабря 2018 Министерством здравоохранения Украины разъяснено, что вернуть можно только лекарственные средства и медицинские изделия ненадлежащего качества, предоставив расчетный документ на их приобретение, предусмотренный Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». В таком случае потребитель имеет право просить вернуть уплаченные за лекарства деньги или заменить препарат на аналогичный.
Факт ненадлежащего качества подтверждается документами:
1) выводом относительно качества лекарственных средств, выданным лабораторией территориального органа Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотическими веществами (далее — Гослекслужбы);
2) распоряжением Гослекслужбы о запрете лекарственного средства.
В случае возникновения сомнения относительно качества лекарственных средств, покупатель имеет возможность обратиться в Департамент контроля качества лекарственных средств Гослекслужбы (контакты размещены на официальном сайте).
Права покупателя:
В случае выявления в течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, недостатков, не оговорено продавцом, или фальсификации товара покупатель вправе по своему выбору:
1) требовать от продавца или изготовителя безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов, осуществленных покупателем или третьим лицом, на их исправление;
2) требовать от продавца или изготовителя замены товара на аналогичный товар надлежащего качества или на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом в случае разницы в цене;
3) требовать от продавца или изготовителя соответствующего уменьшения цены;
4) отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Частью 5 статьи 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» продавец или производитель обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования.
Куда обращаться:
С целью проверки качества лекарственных средств или в случае подозрения относительно их фальсификации, а также по другим вопросам, связанных с контролем качества и безопасности лекарственных средств, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, и обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, покупатель имеет право обратиться в Гослекслужбы или ее территориальных органов.
Ирина Яковлева