30 Сентябрь 2021 15:57
Недавно, на Думской площади состоялся митинг в связи с «космическими» ценами на газ и противоправными действиями газовиков. Люди просили перечислить платежи и защитить от коллекторов, которые агрессивно требуют оплатить несуществующие долги.
Что нужно делать и куда обращаться в случае безосновательного начисления долгов за газ, а также о том, что нужно делать, чтобы не допустить такой ситуации ми спросили у адвоката Лианы Джаноян.
Завышенные начисления в платежках, долги за потребление природного газа — на сегодня очень распространенная проблема.
Отношения между поставщиком газа и потребителями природного газа регулируются Законом Украины «О рынке природного газа», «Правилами поставки природного газа», Кодексом ГРМ и Типовым договором распределения природного газа или Типовым договором поставки природного газа.
Частью 2 статьи 32 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен / тарифов и показаний приборов учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке.
При наличии средств учета, оплата коммунальных услуг осуществляется на основании их показателей.
То есть, согласно требованиям законодательства размер оплаты потребленных коммунальных услуг, определяется исключительно двумя способами: либо по счетчикам, либо по установленным нормам потребления.
Потребитель обязан ежемесячно по состоянию на 01 число месяца снимать фактические показания счетчика газа и в течение пяти суток (до 05 числа включительно) предоставлять их оператору ГРМ.
В случае непредоставления показаний счетчика до 06 числа месяца при условии, что счетчик газа не оснащен средствами дистанционной передачи данных, фактический объем распределения и потребления природного газа определяется на уровне планового месячного объема потребления на соответствующий период, что рассчитывается, исходя из группы потребления бытового потребителя.
Если по итогам следующего месяца потребитель своевременно предоставит показания счетчика газа, формирование объема распределения и потребления природного газа за период указанного месяца осуществляется с учетом предоставленных показаний.
Таким образом, при расчете за газ согласно счетчика газа, потребитель обязан ежемесячно по состоянию на 01 число месяца снимать фактические показания счетчика газа и в течение пяти суток предоставлять их оператору ГРМ. При этом, только в случае неполучения показаний счетчика газа, объем потребления природного газа определяется на уровне планового месячного объема потребления на соответствующий период.
Поэтому, еще раз напоминаем о важности своевременной подачи фактических показаний счетчика газа, а также о своевременной оплате, которые в некоторой степени оградятт Вас от безосновательного начисления долга!
При этом поставщик газа обязуется не реже одного раза в шесть месяцев осуществлять контрольное снятие показаний счетчика газа и формировать объем распределения и потребления природного газа по потребителю за расчетный месяц, в котором было осуществлено контрольное снятие показаний счетчика газа с учетом его фактических показаний.
То есть, должна осуществляться сверка фактического объема (объема) потребления природного газа данным оператора ГРМ и проводиться соответствующий перерасчет потребителю.
Если потребитель не согласен со счетом (не согласен с рассчитанной суммой и т.п.) и намерен обжаловать его, оплачивать счет нужно в той части, что не оспаривается и обратиться к поставщику газа за соответствующими разъяснениями.
После получения такого обращения поставщик обязуется безотлагательно и в срок, достаточный для его анализа (не превышая сроки, установленные законодательством), предоставить соответствующее разъяснение или осуществить перерасчет потребителю.
В случае несогласия с позицией Оператора ГРМ и поставщика можно обратиться к Регулятору, который принимает решения, обязательные для исполнения субъектами рынка природного газа. Например, в случае несогласия с позицией АО «Одессагаз» и ООО «Одессагаз Поставка», нужно обращаться в Отдел НКРЕКП в Одесской области, ул. Ивана Франко, 55, тел. 730-12-11, который рассмотрит вашу жалобу и в случае положительного рассмотрения вынесет обязательное к исполнению АО «Одессагаз» и ООО «Одессагаз Поставка» решение.
Кроме того, потребитель всегда имеет право решать спорные вопросы в судебном порядке согласно действующему законодательству Украины.
В любом случае, как только потребитель узнал о начислении ему долга за потребление газа, быстрая реакция станет эффективным способом избежать неблагоприятных последствий в виде прекращения газоснабжения и выдачи судебного приказа о взыскании задолженности.
В такой ситуации самым разумным решением будет обращение за компетентной юридической помощью.