Более 780 тысяч украинцев уже проголосовали в приложении «Дія» и ответили на вопрос, что делать с гербом СССР на щите «Родины-матери» в Киеве. Предложено было три решения: ничего не делать, снять советскую символику и заменить гербом Украины. 85% проголосовавших желали бы видеть вместо советского герба — трезубец.
Стало быть, работ не избежать.
Монумент уже исследовали
Киевская «Родина-мать» высотою 102 метра – пятая по высоте статуя в мире и самая высокая в Украине. Ее щит держится на руке, и снять столь приличный кусок стали — дело высокотехнологичное и очень трудоемкое. Кто за такое возьмется?
— Мы занимаемся эксплуатацией объектов, а не вероятными решениями технических задач. Мы не проектная и не строительная организация, — пояснил «КП в Украине» главный инженер музея Второй мировой войны, к которому относится и «Родина-мать», Максим Шевчук. — Есть ли риск снятия герба для всего монумента? Думаю, есть. С другой стороны, невозможно ли выполнить такие работы? Думаю, возможно. Нужно привлечь таких «зубров», как институт электросварки имени Патона и институт Укрстальконструкции. Они и стояли у истоков монтажных работ по монументу в 1979-81 годах. И без них работу и проектные решения, я думаю, выполнять нельзя.
Специалисты из Укрстальконструкции несколько лет назад уже провели исследование монумента, чтобы узнать, как ведет себя металл, из которого сделана статуя. А институт Патона изучил сварные швы, в том числе и на левой руке, держащей щит.
— Монументу уже больше 40 лет. Когда последний раз проводили исследование, нарушений никаких не выявили. Но прошло уже лет пять-шесть, и нужна новая экспертиза, — заключил Максим Шевчук.
Зачем нам в Украине советский герб? Надо менять или убирать. Фото: Георгий Долгопский / ru.wikipedia.org
Насколько сложно заменить герб?
Автор «Родины-матери» — киевский скульптор Василий Бородай. У него учился наш современник Олег Пинчук, мастер бронзовой скульптуры и арт-инсталляций. По его мнению, такие сложные работы, как замена герба, могут длиться до года.
— В первую очередь, начинать нужно с проекта. До сих пор существуют научно-исследовательские институты, которые проектировали эту скульптуру. Она же не просто произведение искусства – это куча успешных инженерных решений в ответ на поставленные задачи, — говорит Олег Пинчук. — Надо ли снимать щит или можно на высоте отпилить герб СССР? Думаю, щит трогать не обязательно. Нужно рассчитать наш трезубец, чтобы он весил столько же, как и старый герб.
Все можно смонтировать на земле. Сейчас уже есть технологии 3D, и у нас есть достаточное количество фирм, которые могли бы изготовить макет данного проекта.
— Для работы на высоте безопаснее всего использовать кран. Такие большие есть в Украине. В крайнем случае использовать вертолет, — продолжает наш собеседник. – Срезать сваркой старую часть и новую вставить. Тут нужно быть предельно осторожным, поскольку при нагревании металл теряет свою упругость: работать небольшими шагами, чтобы не слишком нагревать поверхность.
А высотные альпинисты-монтажники затем могут зачистить швы и привести щит в презентабельный вид.
— Но делать все нужно быстро: иметь сразу уже готовый герб Украины на замену советскому, чтобы конструкция долго не простаивала без привычной для нее нагрузки. Возможно, следует еще закрепить руку, которая держит щит, — считает Пинчук. — Обязательно не забыть учесть, что марки стали за годы поменялись, они имеют разные температуры для расширения. Поэтому нужна правильная толщина. Вдруг окажется, что тонкие швы будут менее прочными.
Нужно учитывать погоду
Новый герб сделать несложно. Важно качественно проработать художественную составляющую — наш по форме вытянутый. И если брать трезубец по границам советского круга, то он будет значительно больше и заметнее, что, в общем-то, неплохо.
— Сложно разработать техническую документацию, которая бы гарантировала безопасность всей конструкции. Не дай бог ветром руку разорвет. Такое — возможно, — продолжает скульптор. – И ни в коем случае не монтировать в жару или морозы. Из-за перепада температур металл может деформироваться. И если герб варить, например, в жару, то в морозы под минус тридцать его просто порвет. Работы нужно проводить при комфортных 10-12 градусах.
Металл имеет свойство как расширяться, так и сжиматься. Недаром металлические мосты делают с небольшими зазорами, чтобы при расширении конструкция не сыграла гармошкой. Металл просто заполняет собой эти пару сантиметров, которые ему оставили архитекторы. Все это следует учитывать при работах и с «Родиной-матерью».