29 Октябрь 2021 15:35
Дело №740/4635/16-а: Истец подал административный иск к Нежинскому городскому совету Черниговской области о признании незаконным и отмене решения Нежинского городского совета относительно предоставления разрешения третьему лицу на изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка. Истец считает, что принятие данного решения не соответствует требованиям закона и нарушает права истца.
Нежинский горрайонный суд Черниговской области отказал в удовлетворении административного иска, Киевский апелляционный административный суд оставил решение суда без изменений. В связи с этим, истец подал кассационную жалобу.
Как установлено, истец обращался к городскому голове и просил выделить ему земельный участок под застройку. Нежинский городской совет отказал истцу в предоставлении разрешения на изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений на желаемом участке. Чуть позже истец вновь обратился к городскому голове с ходатайством о предоставлении разрешения на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность указанного земельного участка для вышеупомянутой цели.
По данному участку к городскому голове обратился ещё один человек с ходатайством о предоставлении разрешения на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для такой же, как у истца, цели.
Истец обратился к Нежинскому городскому совету с заявление о предоставлении разрешения на изготовление вышеупомянутого проекта. Однако Нежинский городской совет не рассмотрел в течении месяца заявление истца. В связи с чем, истец сообщил ответчику о том, что он пользуется правом, предоставленным ст.118 Земельного Кодекса Украины, и намерен разработать проект землеустройства по отводу без предоставления разрешения. Далее истец подаёт заявление в Нежинский городской совет, в котором сообщает, что проект разработан и к заявлению приложены копии проекта землеустройства.
Нежинский городской совет отправляет истцу ответ, в котором информирует его о том, что согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка возможно лишь при наличии разрешения Нежинского городского совета на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка, согласно ст.50 ЗУ «О землеустройстве». В это время Нежинский городской совет даёт разрешение второму лицу, которое подало аналогичное ходатайство относительно данного участка и цели, на изготовление проекта землеустройства по отводу его в собственность.
Истец считает неправомерным решение Нежинского горсовета, так как считает, что совет не имел право принимать решение о предоставлении другому лицу разрешения. Ведь сначала совет обязан был рассмотреть его проект землеустройства, поскольку он был изготовлен ранее, и только в случае отказа истцу в утверждении его проекта, совет имел право предоставить разрешение на разработку проекта землеустройства другому лицу.
Позиция КАС ВС:
Если гражданин заинтересован в поручении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, он должен подать ходатайство в соответствующий орган исполнительной или местной власти. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).
Согласно Земельному кодексу, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Кодекса рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Верховный Суд обращает внимание, что разрешение и проект землеустройства, разработанный на его основании, являются стадиями единого процесса предоставления земельного участка в собственность или пользование. Передача (предоставление) земельного участка в собственность в соответствии со статьей 118 ЗК Украины является завершающим этапом определенной процедуры бесплатной приватизации земельных участков.
При этом, получение разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка не означает положительного решения о предоставлении его в собственность.
Целью предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков является формирование земельного участка, которое заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение его площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр. Формирование земельных участков осуществляется, в частности, в порядке отвода земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности. Земельный участок считается сформированным с момента присвоения ему кадастрового номера.
Следовательно, предоставление разрешения на разработку проекта землеустройства имеет целью лишь формирование земельного участка как отдельного объекта. При этом, не существенно по чьему заказу такой проект будет разработан. Закон не исключает ситуации, когда проекты одновременно разрабатываются разными заказчиками.
Во время разработки проекта, среди прочего, определяются (согласовываются) ее границы и выясняется наличие правовых и фактических препятствий для предоставления его в собственность, в частности спорность прав в отношении участка. Эти обстоятельства должны учитываться органом, распоряжается землями, во время утверждения проекта и предоставлении земельного участка в собственность, а не на стадии предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства.
Предоставление разрешения на разработку проекта отвода не свидетельствует, что проект советом будет утвержден. Если будут выявлены обстоятельства, которые по закону являются основаниями для отказа в утверждении проекта, совет может отказать.
Исходя из изложенного, решение ответчика о предоставлении третьему лицу разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность не устанавливает ограничений по реализации истцом права на получение в установленном законом порядке этого земельного участка.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что решения судов первой и апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, изменениям не подлежат. Кассационная жалоба истца не подлежит удовлетворению.