26 Ноябрь 2021 11:30
Министерство экономики разработало новый проект закона «О защите прав потребителей», вводящий механизмы по регулированию интернет-коммерции.
Об этом рассказал младший юрист ЮК «Legal partner» Владислав Дрозюк.
Во-первых, данный законопроект в отличие от действующего закона определяет четкий перечень сфер, на которые не распространяется действие ОО «О защите прав потребителей», а именно:
1) перехода права собственности на объекты, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в гражданском обороте в соответствии с законодательством;
2) сделку, которая подлежит нотариальному удостоверению и/или государственной регистрации в соответствии с законодательством;
3) сделку, касающуюся игорного бизнеса, в том числе пари, тотализаторы и другие азартные игры, или проведение лотерей;
4) предоставление медицинских и/или социальных услуг;
5) предоставление административных услуг;
6) строительство новых зданий, значительное переоборудование существующих зданий и аренда жилых помещений;
7) реализации имущества, на которое обращено взыскание.
Во-вторых, данный проект Закона отдельно регулирует отношения между потребителями и маркетплейсами, что в действующем законе вообще отсутствует.
Устанавливает права и обязанности потребителей в электронной торговле, перечень информации о продукции и субъекте хозяйствования, которую он должен предоставлять при осуществлении электронной торговли и ответственность за отсутствие такой информации, кроме того, ответственность предприятия, предоставляющего услуги торгового электронного площадки (маркетплейса) для размещения товаров для продажи других субъектов хозяйствования. Также определяет, какие методы торговли нечестны и запрещает их использование.
Из интересных положений:
— предприятие должно доставить товар потребителю в срок не позднее чем через тридцать дней с момента заключения договора (в случае если срок доставки в договоре прямо не определен);
— в случае невозможности доставить товар, предприятие обязано сообщить об этом потребителю до заключения договора купли-продажи;
– запрещается предложение к продаже продукции по специальной цене, если в продаже такая продукция отсутствует или продавец отказывается принять заказ на данную продукцию или доставить ее в разумный срок;
— запрещается недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, что побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения
— потребитель имеет право на беспрепятственное и бесплатное посещение санитарного узла при его наличии в местах общего пользования в стационарных торговых помещениях предприятия.
— Информация о продукции доводится до сведения потребителей в четкой, легкодоступной и понятной форме, в цвете, шрифте и размере, не усложняющих восприятие информации (то есть, использование «микроскопических» шрифтов не допускается).
В-третьих, законопроект ограничивает возможность маркетплейсов использовать термины «акция», «скидка» и «распродажа»
Так, в соответствии со статьей 11 Законопроекта употребление понятий «скидка», «уменьшенная цена», «выгода», «низкая цена», «акция» или любых других, аналогичных по значению понятий, разрешается только с соблюдением следующих условий:
1) если они применяются к продукции, непосредственно реализуемой предприятием;
2) если они применяются в течение определенного и ограниченного периода времени;
3) если цена продукции ниже ее обычной цены продажи.
Употребление понятия «распродажа» или любых других, аналогичных ему понятий, разрешается только с соблюдением следующих условий:
1) если происходит распродажа всей продукции в пределах определенного места или четко определенной группы продукции;
2) если продолжительность распродажи ограничена во времени;
3) если цена продукции, подлежащей распродаже, меньше ее обычной цены продажи.
Также определен четкий перечень информации, которую должен получить потребитель о товаре:
1) название продукции, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым она реализуется;
2) данные об основных потребительских свойствах товара;
3) количество продукции;
4) сведения о содержании вредных для здоровья веществ в случае наличия;
5) цену продукции или способ ее расчета;
6) любые особые условия хранения и/или условия использования, а также возможные негативные последствия потребления (использования), если это определено изготовителем или установлено нормативно правовыми актами;
7) сведения о гарантийных обязательствах предприятия и коммерческой гарантии, в случае ее предоставления;
8) наименование, номер контактного телефона и местонахождение производителя (исполнителя), а также наименование, номер контактного телефона и местонахождение предприятия, ответственного за принятие и рассмотрение требований о выполнении гарантийных обязательств и/или коммерческой гарантии или других жалоб потребителей, если он не является изготовителем (исполнителем);
9) дату изготовления и срок годности (службы). Если использование товара сверх установленного срока может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей природной среды или может нанести вред имуществу потребителя, указываются сведения о необходимых действиях потребителя по истечении такого срока, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий. Срок годности (службы) может не указываться, если он неограничен.
Подводя итог, могу утверждать, что данный законопроект актуален и в какой-то мере необходим, так как четко регулирует сферу электронной торговли и расширяет права потребителей, а также гарантии для покупателя при покупке товаров и услуг в интернет магазинах. Кроме того, законопроект жестко ограничивает продавцов в использовании различных нечестных и откровенно манипулятивных способов продажи товара.