Около 100 судов стоят в Черном море у румынского порта Сулина, ожидая проведения через Сулинский морской канал.
Это самый удобный и глубокий путь в дунайские порты Украины, Румынии и Молдовы, сообщает Forbes.
Почти треть застрявших судов должны вывезти украинские зерновые грузы из украинских портов на Дунае. «В Румынии не хватает лоцманов для проведения судов по каналу, потому что они не были готовы к увеличению украинского грузового трафика», – описывает причину возникновения пробки основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов.
Украина через морские порты экспортировала более 70% всех грузов на общую сумму около 47 млрд. долларов США. После начала полномасштабной войны, развязанной Россией, все украинские порты, кроме дунайских, прекратили работу. Последние переориентировали на себя часть экспорта.
— Из-за войны украинские порты на Дунае увеличили количество грузоотправлений в четыре раза, — говорит заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков. — Теперь, по данным Минагрополитики, на них приходится 24% от экспорта.
Опрошенные Forbes грузовладельцы говорят, что румынская сторона проводит по каналу не более пяти судов в сутки – это в разы меньше, чем нужно. Несколько недель назад время ожидания очереди на проход по каналу составляло четыре–семь дней, говорит Солодухов. Каждые сутки пробка растет.
Судно, которое станет на рейд сегодня, должно ждать своей очереди на проход по каналу около трех недель.
Средний период ожидания судозахода в украинские порты с начала войны составляет 14 дней, подсчитал партнер юрфирмы AGA Partners Иван Касинюк, специализирующийся на международном торговом праве.
Двухнедельный простой в устье Дуная стоит владельцам грузов около трети стоимости фрахта. «Теперь судовладельцы начисляют время фрахта не с момента захода в порт, а с момента попадания в пробку», – говорит Солодухов.
Это приводит к дополнительным потерям в 150 тыс. долларов США – 200 тыс. долларов на партии 3 тыс. – 6 тыс. тонн любого груза, подсчитал представитель транспортной компании Neptune Lines Андрей Соколов.
Напомним, в Одесской области началось строительство специальных мест для систематизации движения крупногабаритного автотранспорта.
В целом дорожной инфраструктуре Одесской области в результате военных действий нанесен ущерб на сумму около 300 миллионов гривен.
16 мая в тестовом режиме приступили к работе автоматизированные комплексы контроля габаритно-весовых норм (WIM-комплексы) по основным направлениям перевозок грузов (кроме зоны боевых действий).
С 3 мая Государственная служба Украины по безопасности на транспорте («Укртрансбезопасность») возобновила контроль соблюдения габаритно-весовых норм в Одесской области и за первые 12 часов работники службы составили 19 актов о нарушении этих норм.