27 Октябрь 2021 15:30
«Утверждение на местном уровне градостроительной документации без проведения общественных слушаний по проектам такой документации запрещается», — указал КАС ВС в деле №344/1479/19.
Житель Ивано-Франковска обратился в суд с иском, в котором просил признать недействительным и отменить решение Ивано-Франковского горсовета относительно утверждения детального плана территории для строительства образовательного учреждения в пределах ул.Стуса 24 в г.Ивано-Франковск.
Истец утверждает, что ответчик нарушил п.17 Порядка проведения общественных слушаний относительно учёта общественных интересов во время разработки проектов градостроительной документации на местном уровне, а именно, горсовет утвердил детальный план территории для строительства образовательного учреждения без проведения процедуры рассмотрения предложений общественности.
Ивано-Франковский окружной административный суд удовлетворил иск жителя города. А апелляционный суд оставил без изменений решение окружного суда. В ответ Департамент градостроительства, архитектуры и культурного наследия Ивано-Франковского горсовета и Ивано-Франковский горсовет обратились в Верховный Суд с кассационными жалобами. Они настаивали, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, в связи с этим Департамент градостроительства, архитектуры и культурного наследия Ивано-Франковского горсовета и горсовет просят отменить предыдущие решения и постановления и принять новое решение — отказ в удовлетворении исковых требований жителя города.
Верховный суд открыл кассационное производство.
Из-за чего все началось?
Ивано-Франковский горсовет предоставил разрешение на разработку детального плана территории для строительства образовательного, спортивного заведения в пределах ул.Стуса 24. Заказчиком разработки градостроительной документации определен Департамент градостроительства, архитектуры и культурного наследия городского совета. Решение об этом было опубликовано в печатном СМИ. В этой же газете было размещено сообщение о том, что начата процедура рассмотрения и учёта предложений общественности относительно данного проекта, указан срок подачи предложений и ответственное лицо, которое отвечает за обеспечение работы рассмотрения и учёта предложений общественности.
Житель Ивано-Франковске и ещё 23 владельца земельных участков, которые граничат с тем, на котором предполагалось строительство, подали коллективное заявление в Департамент градостроительства, архитектуры и культурного наследия Ивано-Франковского горсовета.
В заявлении жители возразили относительно уничтожения водоема, который находится на территории предполагаемого строительства и просили учесть их предложение о проекте детального плана территории для строительства образовательного учреждения. Согласно их сообщению, водоём выполняет функцию пожарного бассейна и является резервуаром для сбора дождевых вод, что предотвращает подтопление массива.
Также заявители указали, что считают возможным передать водоём на баланс и содержание соответствующей государственной структуре или учреждению, которое занималось бы охраной, сохранением и воспроизведением водного объекта, что предусмотрено Водным кодексом Украины, поскольку строительство уничтожит уникальный водоём, в котором живут редкие виды рыб, пресмыкающихся, а на берегах гнездятся уникальные виды птиц.
Но данное заявление не зарегистрировано в Департаменте градостроительства, архитектуры и культурного наследия Ивано-Франковского городского совета как предложение общественности, поскольку было решено, что в документе отсутствуют обоснования на основании строительных норм, государственных стандартов и правил.
Ивано-Франковский городской совет рассмотрел на сессии проект решения «Об утверждении детального плана территории для строительства образовательного учреждения в пределах ул.Стуса 24» и принял его, что было опубликовано в печатном СМИ.
Позиция ВС:
Правовые и организационные основы градостроительной деятельности установлены законом, направлены на обеспечение устойчивого развития территорий с учётом государственных, общественных и частных интересов. Одним из основ является детальный план территории — градостроительная документация, которая определяет планировочную организацию и развитие территорий.
Детальный план рассматривается и утверждается исполнительным органом сельского/городского/поселкового совета в течении 30 дней с его подачи.
Законодательством регламентирована процедура общественных слушаний относительно учёта общественных интересов в разработке, в частности, детальных планов.
Утверждение на местном уровне градостроительной документации без проведения общественных слушаний по проектам такой документации запрещается. Законодательством также определён механизм проведения общественных слушаний относительно разработки проектов градостроительной документации на местном уровне. Предложения граждан относительно разработки детального плана подаются в письменном виде, рассматриваются в течении месяца и по результатам предоставляется подающему ответ: учтут ли пожелания граждан или откажут с объяснением причин.
Общественные обсуждения относительно общественных интересов при разработке проектов градостроительной документации — двусторонний процесс. Нет предложений общественности — нечего рассматривать или учитывать. Однако в данном деле доказано, что жители Ивано-Франковске обращались со своими соображениями относительно строительства на территории водоема, подкрепив это законодательством, строительными нормами, государственными стандартами и правилами.
Это свидетельствует о том, что ответчик нарушил приведённые ранее нормы — ответчик не обеспечил учёта общественных интересов при разработке градостроительной документации и, как следствие, принял решение об утверждении детального плана противоправно.
В связи с вышеперечисленным, КАС ВС постановил оставить без изменений решение и постановление судов первой и апелляционной инстанции, отказать Департаменту градостроительства, архитектуры и культурного наследия Ивано-Франковского горсовета и Ивано-Франковскому горсовету в удовлетворении кассационной жалобы.