14 Февраль 2022 17:00
«Занижение категории сложности объекта строительства представляет опасность для жизни и здоровья людей, поскольку законодательные требования к проектированию, проведению экспертизы проектной документации для строительства объектов, которые принадлежат к высшей — V категории сложности, отличаются от тех, что предъявляются к проектированию объектов, относящихся к низшим категориям», — указывает ВС в деле №464/8031/16-а.
Частное акционерное общество «Ірокс» обратилось в суд с иском к Инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля в г. Львове. В иске ЧАО просило признать противоправными и отменить постановления о наложении штрафа за правонарушение в сфере градостроительной деятельности, а также предписание.
Истец настаивает: ответчик в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 7 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» не имел права осуществлять контроль в сфере градостроительной деятельности по объекту строительства V категории сложности в пределах г. Львова, а объект, о котором идет речь, относится именно к V категории сложности.
Решением Сыховского районного суда г.Львова, оставленным без изменений постановлением Восьмого апелляционного административного суда, административный иск удовлетворен.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчик как орган Львовского городского совета при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля в форме проведения внеплановой проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил ЧАО «Ірокс» по строительству объекта, который относится к V категории сложности, действовал за пределами своих полномочий.
Инспекция ГАСК в г. Львове обратилась с кассационной жалобой в Кассационный административный суд в составе Верховного Суда.
Позиция ВС:
Полномочия Инспекции ГАСК в г. Львове в спорных правоотношениях определяются, в частности, Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности».
Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется в порядке проведения плановых и внеплановых проверок по территориальному принципу.
При этом законодательством, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, было установлено ограничение относительно осуществления исполнительными органами сельских, поселковых городских советов государственного архитектурно-строительного контроля за соблюдением законодательства в сфере градостроительной деятельности в зависимости от категории сложности объекта строительства. В частности, такой контроль по всем объектам V категории сложности в пределах населенных пунктов, мог осуществляться центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.
Судами предыдущих инстанций установлено, что объект строительства, о котором идет речь, «Реконструкция нежилого здания под многоквартирный жилой дом с достройкой и надстройкой с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой на вул. Тернопольской, 42 г. Львове» относится к V категории сложности. На этом основании суды пришли к выводу о том, что ответчик как орган Львовского городского совета, осуществляя проверку этого объекта, превысил полномочия, определенные законом.
Согласно п. 6 Порядка № 557 к V категории сложности относятся объекты строительства, которые имеют хотя бы один из признаков, среди которых: объекты строительства рассчитаны на постоянное пребывание более 400 человек и (или) периодическое пребывание свыше 1000 человек.
В данном деле была проведения судебная строительно-техническая экспертиза, было предоставлено заключение эксперта, согласно которому объект строительства, по таблице 1 ГОСТ-Н Б В. 1.2.-16:2013, принадлежит к классу последствий (ответственности) СС2, а по критериям таблицы А.1 в приложении А данного ГОСТ к V категории сложности.
В заключении эксперта, в частности, указано, что согласно расчета категории сложности, пояснительной записки к проекту и представленной на исследование проектной документацией объект имеет следующие характеристики возможных последствий: количество лиц, постоянно находящихся на объекте составляет 408 человек. Соответственно, по количеству лиц, постоянно находящихся на объекте (каждый пусковой комплекс отдельно) данный объект относится к V категории сложности.
Также, в основание принадлежности объекта к данной категории сложности, был проведен подробный расчет количества лиц, постоянно будут находиться в доме с учетом количества квартир (136), жилой площади (6672,68 м кв).
Вышеуказанное опровергает доводы заявителя о необоснованности выводов эксперта и неправильности выводов судов предыдущих инстанций о принадлежности объекта строительства к V категории сложности.
На этом основании коллегия судей соглашается с выводами судов предыдущих инстанций о том, что Инспекция ГАСК в г. Львове как исполнительный орган по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Львовского городского совета во время осуществления государственного архитектурно-строительного контроля в форме проведения внеплановой проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил ЧАО «Ірокс» по строительству объекта действовал за пределами полномочий, а поэтому предписание и постановления, принятые по результатам проверки, являются противоправными и подлежат отмене.
Коллегия судей также учитывает, что занижение категории сложности объекта строительства представляет опасность для жизни и здоровья людей, поскольку законодательные требования к проектированию, проведению экспертизы проектной документации для строительства объектов, которые принадлежат к высшей — V категории сложности, отличаются от тех, что предъявляются к проектированию объектов, относящихся к низшим категориям. Несоблюдение таких требований может иметь негативные последствия для прочности объекта строительства, устойчивости конструкции, пожарной безопасности и других характеристик объекта строительства.
Таким образом, ВС постановил: кассационную жалобу Инспекции ГАСК в г. Львове оставить без удовлетворения. Решение Сыховского районного суда города Львова и постановление Восьмого апелляционного административного суда оставить без изменений.