В Украине может повториться топливный кризис — с дефицитом бензина и дизеля, длинными очередями на заправках и ростом ценников.
Причина — рост спроса на топливо в связи с массовым использованием генераторов, а также проблемы с его импортом.
Первые тревожные звоночки были во время недавнего блэкаута, когда сначала на АЗС выстроились длинные очереди, а затем из продажи на некоторых заправках пропал бензин.
Как пояснил директор по маркетингу «БРСМ Нафта» Александр Мельничук, спрос на топливо вырос на 35%, то есть, возникла необходимость в «ускорении» логистики. На одной из АЗС WOG на выезде из Киева в сторону Вышгорода, нам пояснили, что в субботу, 26 ноября, до обеда бензин был, потом закончился, а новую партию не успели подвезти.
Владелец сети Prime Дмитрий Леушкин говорит, что ситуация с топливом становится «напряженной». Причин несколько.
Во-первых, разворачивается дизельный кризис в Европе. С 5 декабря вступает в силу эмбарго на поставки российской нефти, в преддверии которого трейдеры закупаются топливом. Свободных партий на рынке стало меньше, и конкуренция за них выросла. В итоге, Польша, откуда наши поставщики возили топливо, по словам Леушкина, стала «сухой» (то есть, дефицитной) и дорогой.
Профильный ресурс enkorr сообщает, что предложение дизельного топлива в Европе ограничено, что уже увеличило стоимость логистики, а сейчас начали расти и цены. Из-за высокого спроса со стороны украинских покупателей, трейдеры Польши увеличивают премии на 30-40 долларов на тонне. А в декабре премии могут увеличиться до 160-180 долларов.
Во-вторых, «пересохли» дунайские порты, так как фактически остановлены поставки топлива морем. Наши трейдеры попросту ее могут найти товарных партий ресурса, — говорит Леушкин.
Впрочем, морские партии все же идут, хотя их объемы меньше ожидаемых. Нехватка морского ресурса может продлиться в течение 2-3 месяцев, — сообщает enkorr со ссылкой на одного из нефтетрейдеров.
В-третьих, внутренний фактор. Леушкин говорит, что усложнилась ситуация с логистикой. «Бензовозы столпились на румынско-болгарской направлении (в Болгарии зафиксировано небольшое снижение цен на дизель, и все ринулись туда — Ред.), из-за чего его проходимость снизилась», — констатирует эксперт.
Леушкин прогнозирует, что из-за перечисленных выше причин в Украине будет топливный кризис.
«Бензовозов не хватит, без моря и железной дороги не справимся. Нужно продержаться три недели, потом кризис пойдет на спад и до марта проблема не вернется. Но в декабре очереди вернутся. Пока мы не наладим дела на границе, на переходах, то постоянно будем жить в перманентном кипише. У нас нет запасов и резервов. Все, что мы можем, это быстро переориентировать бензовозы с одного направления на другое. Но пропускная способность границ эти «тучи бензолетов» переварить не может», — утверждает эксперт.
Трейдер компании «Газтрон Украина» Сергей Ермаков добавляет в перечень причин проблем с топливом перебои с электроэнергией (в частности, усложняется работа пропускных пунктов на границе), дефицит автопарка, блокирование налоговых накладных.
Леушкин говорит о перспективе роста цен на дизель и бензин в пределах двух гривен на литре — одна гривна за счет роста закупочных цен и логистики, одна — на покрытие затрат АЗС на генераторы, старлинки и пр.
По данным А-95, уже идет рост цен на топливо и на опте, и в рознице. Так, бензин, по состоянию на 28 ноября, стоил на АЗС в среднем 51,27 гривен за литр, дизель — 54,65 гривен. 23 ноября ценники составляли 50,7 и 54,41 гривен соответственно.
По словам руководителя специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, проблема с топливом действительно есть. Но во многом масла в огонь подливают сами трейдеры, которые пытаются создать ажиотаж, чтобы увеличить свои заработки. По данным эксперта, они уже «превышают 20 гривен на литре».